ПЕРСОНЫ

Избранные материалы
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Любовь к истории, ораторскому искусству и праздникам в 2015 году для семьи Борнеман стали основой для семейного бизнеса. Почему дело должно быть по любви, как 20-летний семейный стаж помогает в совместной работе и что интересного скрывают городские улицы – рассказывают Жанна и Константин.

Интервью опубликовано в журнале «Автограф» №11 2019 г.
Текст: Оксана Макрушина, фото: Антон Губанов

Моя экскурсия – это не переписанный учебник, а архивные документы и разговоры с историками, краеведами, писателями, фотографами и представителями церкви. Но одних исторических фактов, конечно, недостаточно.
Константин, знаю, что сейчас вы пишете книгу. О чем она, когда увидит свет?
Константин: Ее рабочее название – «Моя книга». Это учебно-методическое пособие по ораторскому мастерству. В него включены мои истории, а после каждой – практическое задание для читателя. Прочитав книгу, человек сможет смело выступать перед любой аудиторией. Презентовать книгу я планирую в следующем году в Москве.

По профессии вы историк, почему после вуза пошли в СМИ и event-сферу?
К: Я получил диплом и понял, что в барнаульских школах меня никто не ждет, а возвращаться в родную сельскую не хотелось. Вскоре в моей жизни появилось радио, а вместе с ним и первые мероприятия. Но высшее педагогическое мне пригодилось, хоть и в коммерческом ключе – сейчас веду исторические экскурсии по городу и преподаю на курсах ораторского мастерства.

Расскажите подробнее об экскурсиях, как родилась идея?
К: Однажды местная компания попросила меня провести экскурсию. После этого подключился комитет по развитию городского туризма, предложив стать экскурсоводом на постоянной основе. Сначала горожане присматривались, сомневались, а теперь активно интересуются историей Барнаула. Сегодня стало модно ходить на экскурсии. Аудитория приходит разная: и пенсионеры, и молодежь, но основной костяк – люди от 23 до 45 лет.
Жанна: Узнать городскую историю хотят как местные жители, так и гости. Также бывают иностранные группы – из Японии, Америки, Франции. Не смогли только для туристов из Кореи провести экскурсию – переводчика в городе не оказалось. Сейчас стали появляться и другие гиды, но они, как правило, не долгоиграющие, а Константин ведет экскурсии почти 5 лет. И материал у него собран очень качественный.

К: Да, когда-то на телеканале «Катунь-24» я вел историческую программу, с тех времен осталось много наработок. Моя экскурсия – это не переписанный учебник, а архивные документы и разговоры с историками, краеведами, писателями, фотографами и представителями церкви. Но одних исторических фактов, конечно, недостаточно. Скажу я вам, что Барнаул основан в 1730 году. И что? Почему именно в этом году, почему его основал именно предприниматель Акинфий Демидов? Где выводы, где интересные подробности и рассуждения? Я всегда «докручиваю» факт до полноценной истории. Слушатели после экскурсии говорят, что с такой любовью о городе еще никто не рассказывал.
Что именно интересует аудиторию, есть ли разделение по тематикам?
К: На сегодняшний день мы разработали несколько маршрутов: «Барнаул горнозаводской», «Барнаул мистический», «Барнаул купеческий», «Барнаул изначальный» и «Нагорный парк». По сути это одна и та же тема, только с разных сторон. Пока самая востребованная программа – мистика, ее я хочу дополнить новыми подробностями. В следующем году планирую также создать две новых экскурсии, уже начинаю понемногу собирать материал. Однозначно буду привлекать к работе над фактологией региональных историков.
Первый маршрут затронет участок от площади Спартака вверх по Конюшенному проезду (современному Красноармейскому проспекту). Мы пойдем мимо дома купца Шадрина, в советское время превратившегося в ресторан «Русский чай», рассмотрим первую в Барнауле высотку – четырехэтажный «небоскреб» купца Аверина, заглянем в гимназию Будкевич, и дойдем до улицы Анатолия. Этот участок очень интересен с исторической точки зрения и примечателен с архитектурной. Второй маршрут родился по запросу горожан – «Барнаул индустриальный» и «Барнаул гражданский (революционный)».
Ваша семья основала агентство событий «Борнеманн», куда входит и экскурсионное направление. А что еще?
К: Event и «Школа публичных выступлений», которая выросла из «Школы ведущих» – нашего прошлого проекта. Профессиональных ведущих, благодаря АлтГАКИ, у нас очень много, поэтому вместо тех, кто грезит шоу-бизнесом, к нам стали обращаться предприниматели, желающие научиться правильной устной речи. Тогда мы поняли, что не нужно отбирать хлеб у профильного вуза и расширились до образовательного проекта по ораторскому мастерству.

Дальше трансформировать его пока не собираетесь?
К: Уже в этом году школа разрастется до целого учебного центра, некоего капсульного конструктора. В чем суть: люди, приходящие к нам, часто просят для саморазвития посоветовать экспертов и в других сферах. Поэтому к основным занятиям – пластике тела, актерским техникам и постановке голоса – мы сейчас добавляем стилистику, фототерапию, психологию, SMM, маркетинг и другие занятия. Этот модуль обучения будет глубже, с направленностью на практическую психологию: ученики освоят манипулятивные техники, вербалику и невербалику, коммуникативные игры, продажи по спин-технологии, работу с возражениями, поведение в неловких ситуациях и многое другое.

Ж: Идея родилась у меня во время обучения в Международном Эриксоновском университете коучинга. В основе капсульного конструктора колесо жизненного баланса. Наши ученики не просто хотят успешно выступить с презентацией на совещании, они желают достичь многогранного личностного роста. Мы дадим им возможность взять за основу любой из секторов развития и дополнить его остальными. Клиент вправе выбрать как полный спектр занятий, так и отдельные курсы, обучение длится два месяца.

Кому необходимы навыки риторики?
К: 80% наших клиентов – это бизнесмены, к которым я отношу и «ремесленников», и специалистов сферы оказания услуг, и стартаперов, и коучеров. 20% – люди, принимающие решения: руководители отделов продаж, маркетинговых служб.

Что чаще всего мешает клиентам хорошо говорить на публике?
К: Недостаток мотивации. Любого человека можно научить ораторскому мастерству, но при условии, что он искренне старается. Что такое образовательная услуга? Мы людям даем шанс. Они платят нам за время, потраченное на собственное обучение. Если клиент действительно настроен на результат, у него все получится.

После каждого занятия я даю домашнее задание: подготовить устный пересказ книги или фильма, описать картину – все, что угодно. У нас есть конференция в WhatsApp, я прошу всю группу общаться там только голосовыми сообщениями. Если хотите обучиться риторике – приобретайте навык ежедневно.

Мы в браке 22 года, полностью находимся в позиции на равных. Главное в отношениях пары – доверие и совместная наработка ресурсов – материальных и личностных.


Поговорим об event-сфере. Какие новые тенденции здесь существуют?
К: Сегодня среди гостей много непьющих и находящихся на правильном питании, им псевдо-веселые конкурсы с Веркой Сердючкой не нужны. Становятся популярными интерактивы из серии «вопрос-ответ», где гость может проявить интеллектуальные способности. Хорошо «заходят» разноплановые площадки с мастер-классами.

Еще я всеми руками за геймификацию, надеюсь, тренд будет развиваться все активнее. Этого нам, увы, не избежать и сейчас: половина свадьбы или корпоратива проходит с уткнувшимися в телефон гостями. А теперь представьте: в недалеком будущем вы приходите на свадьбу, вступаете в общий чат, где бот дает задания из серии «у тебя есть 30 секунд, чтобы сделать селфи с соседом справа», а в конце за начисленные бонусы молодожены дарят вам приз. Проблема иногородних гостей тоже решится с помощью технологий: тетя из Калининграда или брат из Саратова смогут поздравить пару по скайпу, подключившись прямо на банкете.

Вас как ведущего не просят посоветовать остальных подрядчиков на праздник?
К: Конечно, и это тоже наша работа: агентство полностью разрабатывает концепцию праздника, подбирает всех исполнителей. Есть заказчики, у которых нет времени на согласование мелочей, они полностью доверяют свое торжество нам и в день праздника просто наслаждаются.

Ж: Например, для одной местной компании недавно проводили тимбилдинг в пятницу 13. Этакий «Форт Боярд», собранный вручную. Мы подготовили шикарные костюмы для актеров, исполнявших роли палачей и зомби, привезли на площадку опарышей, мышей и тараканов. Обе команды были в восторге от реалистичности и жуткой атмосферы!

Константин, в 2016 году вы участвовали в проекте «Большая сцена» от журнала «Автограф». Учитывая ваш богатый опыт, каково было чувствовать себя учеником, а не учителем?
К: Для меня это стало выходом из зоны комфорта. Я удовлетворил свою давнюю мечту – выйти на большую сцену, при этом на себе ощутил момент дичайшего волнения за кулисами. Я много выступаю и вроде о страхе перед публикой давно забыл, но здесь другое: сцена музыкального театра и ожидания зрителей обязывали хорошо сыграть роль. В итоге пришлось применить свои советы, которые обычно даю ученикам – сработали. Кроме новых впечатлений, я познакомился с потрясающими людьми из разных сфер – моими партнерами по проекту. Интересен был опыт работы с режиссером: кажется-то, что ты уже все знаешь, идеально держишься перед аудиторией, а тебе раз – и делают наставления. Это хороший опыт.
Расскажите, как у вас в агентстве событий распределяются обязанности?
К: Операционное управление у Жанны, стратегическое – у меня.

Ж: Константин ведет основные занятия по публичным выступлениям, я отвечаю за сектор продаж и в большей степени за event. На данный момент мы расширяем штат, часть организационной работы отдаем помощникам, а также приглашаем экспертов в школу публичных выступлений. Например, за стиль у нас отвечает Юлия Шадрина, за психологию – Елена Фаст и Елена Толкунова, фототерапию будет вести Руслан Каппес.

Семейной жизни общий бизнес мешает или помогает?
К: В нашей ситуации – помогает. Мы в браке 22 года, полностью находимся в позиции на равных. Главное в отношениях пары – доверие и совместная наработка ресурсов – материальных и личностных. Семейный бизнес только усиливает доверие и увеличивает ресурсы. Считаю, что нам уже есть, чему поучить людей в этом плане. Мы даже подготовили с женой тренинг по семейным отношениям «Апгрейд семьи», но пока не презентовали его аудитории.

Ж: Совместный проект, как и семья, строится на терпении и умении слушать. Наши отношения зародились, когда мы сели за одну парту в вузе, вместе играли в КВН. И до сих пор, пока мы пытались работать отдельно друг от друга в найме, ничего хорошего не выходило. Тогда поняли, что нужно всегда держаться вместе. Да, в общем бизнесе больше трудностей, мы вовлечены в работу 24 часа в сутки, но это 24 часа удовольствия!

Ваш самый главный совместный проект – сын. На что опираетесь в процессе его воспитания?
Ж: У нас сейчас период наработки дисциплины. Наша главная родительская задача – помочь сыну взрастить в себе состояние внутренней свободы. Современное подрастающее поколение радикально отличается от предыдущих ценностями, потребностями и интересами. Думаю, важно дать ребенку максимальное количество возможностей для развития, чтобы вырастить разностороннего человека.
К: Мы придерживаемся концепции гимназического образования, стремимся развить и правое, и левое полушария. Кроме классической школы, Марк посещает музыкальную и художественную. Не то чтобы мы мечтали видеть его великим пианистом, хотя кто знает, просто хотим, чтобы он был одинаково успешен и в творчестве, и в анализе.

Ваша семья никогда не собиралась покорять более крупные города, столицу?
Ж: Пока этот вариант мы не рассматриваем, хотя многие друзья, родственники и партнеры живут в Москве. Одна из наших целей на будущее – масштабирование проекта по городам, а также онлайн-вариант развития. Но целенаправленного ориентира на столицу нет, смысла уехать просто ради того, чтобы уехать, мы не видим. Пока нам в Барнауле комфортно, хоть и тесно.
В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ
ЧЕМПИОН РОССИИ ПО ФУТБОЛУ АЛЕКСАНДР ЕРОХИН ПО ТРАДИЦИИ ЛЕТОМ НАВЕЩАЕТ БАРНАУЛ. МЫ НЕ СМОГЛИ ПРОПУСТИТЬ ПРИЕЗД ПОЛУЗАЩИТНИКА ПИТЕРСКОГО «ЗЕНИТА», И БЕСЕДОВАТЬ С НИМ ОТПРАВИЛСЯ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ ТЕЛЕКАНАЛА «ТОЛК», ФУТБОЛЬНЫЙ ФАНАТ И ВРАТАРЬ-ЛЮБИТЕЛЬ, КИРИЛЛ ПОЛИТОВ. ПРИХВАТИВ С СОБОЙ МЯЧ, ОНИ ВЫШЛИ НА ПОЛЕ, ГДЕ ОБСУДИЛИ ФУТБОЛ, ТРАВМЫ, КОКОРИНА И МАМАЕВА.

Интервью опубликовано в журнале «Автограф» №7-8 2019 г.
О ПОБЕДЕ

К.П.: Саш, «Зенит» – чемпион, поздравляю! Как впечатления от победы? А.Е.: Спасибо! Отличные впечатления, эмоций море, для меня это первое чемпионство, и поэтому оно особенное, навсегда запомнится. Надеюсь, что не последнее (улыбается).
К.П.: Вы знатно отметили победу, за вашим чемпионским парадом наблюдала вся Россия!
А.Е.: О да, такого масштабного празднования я, наверное, не припомню в своей жизни – маршрут был выстроен не только сухопутный, но и речной – всей командой и с тренерами мы на корабле и вместе с фанатскими судами прошли по рекам и каналам Петербурга, на Невском пересели в двухэтажный золотой автобус, доехали до Дворцовой площади, где на сцене представили Кубок чемпионов перед десятью тысячами петербуржцев. Настоящий праздник, непередаваемые эмоции, которые мы разделили с фанатами!
К.П.: Как оцениваешь свой вклад в эту победу?
А.Е.: Не хотелось бы себя отделять от команды в целом, естественно, каждый из нас внес какой-то вклад: кто-то больше играл в осенней части, кто-то в весенней, пришли новые ребята, которые очень помогли, тоже внесли свой вклад, поэтому победили мы все вместе – и тренер, и команда, и болельщики.
К.П.: А после чемпионата мира-2018 есть ощущение, что к футболистам стали относиться по-другому?
А.Е.: Да, люди поменяли отношение. Наша сборная показала характер и свое стремление к победе. И даже до сих пор я могу зайти, например, в питерский магазин, где могут сказать: «Спасибо, вы молодцы». Приятно, и важно не упустить этот момент, двигаться дальше, приносить больше побед.
К.П.: Самое яркое воспоминание о тех днях?
А.Е.: Невозможно разделить на части. Как только зашел в автобус, когда поехал на первую игру, и потом вышел после Хорватии - это одно классное воспоминание.
К.П.: Какие задачи видишь на следующий сезон?
А.Е.: Следующий сезон после чемпионства еще сложнее, потому что нужно собраться, зарядиться идеей и нужно, чтобы все бились с таким же упорством. Нельзя расслабляться, ведь противники будут выходить совсем по-другому. В этом плане будет сложный год.
Удача не бывает бесконечной. Я считаю, что удача - это не только оказаться в нужное время в нужном месте, но и твой вклад в дело – старание, целеполагание, работа над собой.
О ТРАВМЕ

К.П.: Насколько мне известно, последние несколько месяцев ты пропустил из-за травмы. Как проходило восстановление? Я смотрел, ты там велосипед крутил? Это часть реабилитации?
А.Е.: Да, и это были не самые приятные 5 месяцев в жизни. Все это так затянулось, было сложно понять, сколько еще продлится восстановление. Первоначально мы от операции отказались, начали лечить ногу консервативно, но со временем поняли, что все-таки необходима операция.
К.П.: А что вообще произошло, соперник тебе в ногу прилетел? И ты не смог увернуться?
А.Е.: Да, в игровом эпизоде я пробрасывал мяч, а соперник пошел в подкат и попал в ногу. Когда я встал, то понял, что наступать не могу, попросил замену.
К.П.: Сейчас как, травма не беспокоит? Тренируешься с командой?
А.Е.: Восстановление уже прошло, и помимо тренировки с командой я делаю дополнительные упражнения – нужно уделять больше внимания разминке и еще некоторым медицинским процедурам. Получается даже, что тренируюсь больше остальных.
К.П.: Насколько помню, это не первый твой вынужденный перерыв
А.Е.: Да, но эта травма самая долгая, до нее максимум, который я пропускал, - недели три. Футболисты травмируются достаточно часто, потому что сейчас увеличилось количество единоборств, стыков в играх. Многие ребята расписывают себе специальные программы, чтобы избежать травм на мышцы, с которыми у них есть какие-то проблемы.
К.П.: Я сам, кстати, недавно только восстановился, перегрузил ахилл плюс неправильно подобрал обувь, в которой стал бегать по асфальту. Я слышал даже, что футболисты, бывает, чуть ли не вырезают бутсы под свою ногу, да?
А.Е.: Да, обрезают пятку, чтобы не натирала. И каждый игрок занимается самостоятельно подбором обуви. У кого-то есть персональные контракты с производителями обуви, которые могут специально под твою ногу изготовить бутсы. Но я этим пользуюсь редко, потому что в основном мне подходят стандартные бутсы.
К.П.: А пять месяцев - это много для травмы? И для игры - большой пропуск?
А.Е.:: Это прилично. У всех складывается всегда по-разному, кто-то больше пропускает, кто-то меньше – это зависит от особенностей организма. Я всегда старался себя держать в тонусе, не думать о том, что сейчас я выпал и теперь могу расслабиться. Нет, всё это время я тренировался, был рядом с командой, мне понадобилось не так много времени, чтобы адаптироваться на поле и вернуться в этот ритм.
О ФУТБОЛЕ

К.П.: У тебя очень плотный график, с одного матча на другой. Как удается быть в тонусе?
А.Е.: На это нельзя жаловаться, ведь мечта настоящего футболиста - играть. Чем чаще у меня игры, тем больше удовольствия я получаю.
К.П.: Много ли случайных людей в футболе, которым не место на поле?
А.Е.: Такие есть, но они долго не задерживаются в футболе. Удача не бывает бесконечной. Я считаю, что удача - это не только оказаться в нужное время в нужном месте, но и твой вклад в дело – старание, целеполагание, работа над собой.
К.П.: Каким должен быть настоящий профессионал, по твоему мнению?
А.Е.: Думаю, профессионала отличает именно стабильность. Если ты стабильно хорошо выполняешь свою работу, то к тебе будут идти люди, о тебе будут знать и о тебе будут говорить.
К.П.: Есть ли профессиональная этика в футболе?
А.Е.:Естественно, ведь на тебя смотрят, и ты можешь повлиять, например, на подрастающее поколение своим примером. В молодости у меня были такие ситуации, когда я мог неправильно себя повести. Как говорится, чем раньше мы сделаем ошибки, на которых сможем научиться, тем легче нам будет потом.
К.П.: Что ты думаешь по поводу истории Кокорина и Мамаева?
А.Е.: Я думаю, они уже раскаялись в своем поступке, и если бы подобная ситуация произошла сейчас, ребята поступили бы по-другому. Но то, что происходит в их жизни сейчас, - это тяжело для них, для их семей. Им нужно приложить много усилий, чтобы вернуться на тот уровень, и это будет сложно. Во-первых, они столкнутся с мнением людей, им будут часто напоминать об этой ситуации, ну и, во-вторых, у них большой промежуток без профессионального спорта.
К.П.: А в команде что-то говорят по этому поводу?
А.Е.: Честно говоря, эту тему мы не так сильно обсуждали. Ситуация неприятная, и мы могли только поддержать их морально.
К.П.: Какой самый ценный совет тебе давали в жизни? Геннадий Иванович Смертин, например.
А.Е.: Если говорить о Геннадии Ивановиче, то он, скорее всего, именно своей жизненной позицией, активностью и позитивом не оставил мне шанса относиться к жизни по-другому. Глядя на него, мы понимали, что не можем позволить себе где-то сдаться, что-то не доделать.
К.П.: Что для тебя самое главное в футболе?
А.Е.: Для меня важно выходить на каждую тренировку, на каждый матч и становиться лучше, делать свое дело на сто процентов. Для меня футбол, как бы это банально не звучало, это моя жизнь, я люблю играть и получаю от игры много удовольствия. В какой-то момент ты достигаешь определенной отметки, например, попал в сборную, выиграл, это стимулирует развитие, и главное – не останавливаться.
К.П.: Кто твой спортивный кумир?
А.Е.: У меня нет как такового кумира, которому я бы хотел подражать. Но с возрастом я начал относиться по-другому к Алексею Смертину. Он из Барнаула смог выйти на такой уровень, выиграть чемпионат в Англии и быть одним из лучших футболистов России.
К.П.: А Мессии или Криштиану?
А.Е.: Криштиану очень талантливый, он очень много работает над собой, много тренируется, реально много вкладывает себя в футбол. Мессии – это талант от Бога, то, что он делает, - сложно натренировать, ему просто это дано с рождения.
О БАРНАУЛЬСКОМ ФУТБОЛЕ
К.П.: Барнаул когда-то считался футбольным городом. Ты сам, когда был маленьким, ходил на южную трибуну «Динамо» и болел вместе с фанатами. Вот насколько реально возродить это у нас?
А.Е.: Да, в Барнауле было очень много хороших футболистов, а наша футбольная школа считалась одной из самых сильных в Сибири. Если есть традиции, то, думаю, возродить это не так уж сложно, тем более ведь еще осталась старая школа тренеров, которые воспитали ребят, которые играли и в премьер-лиге, и в первой лиге. В каждой команде бывают сложности, это нормально, это жизнь. Но, на мой взгляд, ситуация в общем в Барнауле с футболом улучшается – появляются спортсмены, едут в хорошие клубы, выходцев из Барнаула достаточно много. Создается инфраструктура, развивается новый подход к спорту.
К.П.: В этот подход ты тоже вносишь свою лепту – например, Кубок Александра Ерохина, который ты организуешь ежегодно на Алтае.
А.Е.: В этом году Кубок проходил уже третий год, на этот раз он стал рекордсменом по количеству команд, принимающих в нем участие, - их было 48, причем это были ребята абсолютно из разных городов. Планируем развивать этот Кубок, в следующем году хотим пригласить московские либо питерские команды. В Барнауле много талантливых ребят, и им нужен шанс, чтобы их заметили, для них это будет большим шагом вперед.
К.П.: Есть ли еще какие-то планы на Барнаул? Например, школа Александра Ерохина…
А.Е.: Да, желание поучаствовать в развитии спорта в Барнауле у меня есть, надеюсь реализовать идеи, которые пока придержу в секрете. Считаю, что дела лучше сделать, а потом рассказывать о них, а не наоборот (улыбается).
К.П.: Тебе важна публичность в твоей работе?
А.Е.: У меня нет такой необходимости, нет желания «купаться» во внимании. Я считаю, что публичность идет параллельно с футболом. Например, Instagram, я хочу, чтобы люди видели другую сторону футбола, ведь футболисты тоже люди, они так же гуляют, занимаются чем-то помимо футбола. Нужно поддерживать имидж, это часть профессии.
К.П.: Прошлой осенью журнал «Автограф» проводил благотворительный аукцион, на который ты любезно предоставил майку со своим автографом. Наконец-то мы тебе лично можем сказать спасибо. И интересно, почему принял это предложение?
А.Е.: Я считаю, что благотворительность - это хорошая идея. Всегда, когда ко мне обращаются за помощью, я стараюсь отзываться, потому что помощь многим необходима, и я могу, хоть и чуть-чуть, сделать свой вклад.
К.П.: А часто ли к тебе обращаются за помощью?
А.Е.: Достаточно часто, в основном это фонды. Недавно «Зенит» проводил акцию для помощи мальчику. Периодически мы проводим такие мероприятия, чтобы привлечь людей.
О, СПОРТ, ТЫ - ВЛАСТЬ
Новую структуру в Правительстве региона – Министерство спорта – возглавил экс-спортсмен Алексей Перфильев. Юлия Демидова пообщалась с министром Перфильевым и узнала, почему он не стал врачом, что думает о продаже Дворца спорта, а также каковы его предпочтения в стиле одежды.

Интервью опубликовано в журнале «Автограф» №3 2019 г.
Среди моих спортивных кумиров - люди из разных стран, представляющие многие виды спорта. Но они едины духом, у них свой общий правильный мир, правильные взгляды и интересы.
У вас красный диплом медицинский университета, звание кандидата наук. Вы работали по специальности?
Я из медицинской династии, и когда поступал в медуниверситет, родители говорили: пока будешь учиться, тебя обязательно зацепит какое-то из направлений. В течение шести лет я искренне этого ждал, но увы - ничего не заинтересовало. Ни дня не работал по полученной специальности, но знания пригодились в бизнесе: в 90-е годы я стал работать в крупнейшей фармкомпании, затем открыл свой бизнес.

А как в вашей жизни появился спорт?
Мое детство выпало на 80-е годы, рос я в неблагополучном районе, с бабушкой и дедушкой, родители работали в Африке, уезжали на заработки. В основном я был предоставлен сам себе. Мы всем дворовым скопом ребят зимой играли в хоккей, летом гоняли мяч – футбол, баскетбол. На улице, помню, стоял еще теннисный стол – тоже играли. Подросли и стали записываться в спортивные секции. Я выбрал то, что оказалось близко к дому – настольный теннис.

Вы достигли серьезных спортивных успехов. Что заставило вас закончить?
Пик моей спортивной карьеры пришелся на годы распада Советского союза. Большинство тех, с кем я тренировался – а в основном это были ребята старше меня, - уехали заграницу, ведь у нас теннис никогда не был профессиональным видом спорта. Мне же нужно было заканчивать институт, да и я получил травму на соревновании. Выступая за Алтайский край, три дня бился на обезболивающих. Мы победили, но рука повисла. Я остался один на один со своей травмой.
На Алексее: костюм из шерсти ROY ROBSON, сорочка Venti, шелковый платок - все магазин BRANOFF
На каком уровне сегодня у нас массовый спорт?
По массовому спорту у нас в регионе уже есть примеры успешной популяризации – например, «Лыжня здоровья», в которой год от года принимает участие все больше земляков. Сейчас мы общаемся со многими бизнесменами, готовыми поддерживать массовый спорт, на тему ходьбы, велосипедов, зимнего и летнего досуга. Вижу, что с образовательными учреждениями нужно решить вопрос: есть много тренеров, которые не могут набрать ребятишек, потому что школы их не пускают, как раньше, на свои спортобъекты. Плюс дворовые площадки: в прежние времена в каждом районе их было много, хоккейные коробки тоже всегда были заполнены. Сейчас этого нет.

А что касается профессионального спорта?
Должна быть зрелищность соревнований на профессиональном уровне. Чтобы обыватель вместо кинотеатра выбрал игру, пришел посмотреть какой-то вид спорта, а затем захотел сам заниматься или отдать своего ребенка. В отношении детско-юношеских спортшкол – это доступность занятий для ребят из семей любого достатка и возможность обеспечения необходимым инвентарем. По каждому виду мы выстраиваем отношения с Федерациями спорта. Я исповедую принцип единого окна – от Федерации должно быть одно уполномоченное лицо, которое предоставляет интересы всего вида спорта, чтобы была справедливая и прозрачная оценка тех идей, которые мы будем поддерживать.

Где брать на это все деньги? Вопрос финансирования ведь всегда стоит остро.
Моя задача – привести средства, как бюджетные, так и внебюджетные. Нам уже согласован первый федеральный транш в 172 млн – это первые с 2008 года дополнительные вливания в отрасль. Из них мы 75 млн направили на инвентарь, 40 млн на ремонт объектов, 26 млн на спортивные мероприятия, 10 млн на обновление автопарка, для покупки новых автобусов, для выезда команд, ну и бытовые вопросы, в частности, замена окон - чтобы уже не было деревянных, из которых страшно дует.

Вы говорите, что необходимо привлекать бизнес. А самому бизнесу эту нужно?
У нас сегодня появился тот социально ответственный бизнес, который готов инвестировать в развитие спорта. И мы предлагаем ему это делать на условиях софинансирования. Одним из вариантов государственно-частного партнерства является концессия – когда бизнесмен готов построить объект, после сдачи которого государство производит с ним расчет – мы платим уже за готовый проект. Либо он берет на себя управление, получает свою маржу, а нам предоставляет бесплатные часы для занятий.
Но многие помогают спорту просто так, не требуя ничего взамен.

На ваш взгляд, насколько позитивно разрешилась ситуация с Дворцом спорта?
Это лучшее развитие ситуации, поскольку риск потери Дворца и застройки жилья на его месте был высоким. Сейчас здесь все прозрачно - новый собственник определился с назначением объекта, сделка закрыта. Бизнесмен, который купил объект, уже доказал свою заинтересованность в развитии хоккея на Алтае. Он построил «Карандин-Арену», возводит в Рубцовске ледовую арену, сейчас возьмется за восстановление Дворца спорта. Хорошо, что человек он упёртый. Значит, в любом случае он добьёт эту историю. С марта во Дворце начнется реконструкция, к июлю работы заканчиваются, объект сертифицируется, и начинаем хоккейный сезон мы уже на обновленной площадке.

ЮАР – легкая атлетика, Бразилия – футбол, Канада – хоккей, Швейцария и Норвегия – горные лыжи и сноуборд, Армения – шахматная держава. А наш национальный спорт, на ваш взгляд, – это какой?
Хоккей, биатлон, лыжные гонки. Это все доступно, плюс все-таки нужно учитывать климатические зоны.

У вас есть спортивные кумиры?
Их много, на самом деле: в настольном теннисе это швед Ян-Уве Вальднер и Владимир Самсонов, выступавший за сборную СССР. В баскетболе – это Майкл Джордан, в хоккее - звездная сборная СССР Фетисов, Макаров, Ларионов, Харитонов. Могильный. В легкой атлетике – Сергей Бубка, в борьбе – Александр Карелин. В плавании – Майкл Фэлпс, Панкратов, Поздняков.

Что в них вас зацепило?
Они очень похожи, это прям личности! Пусть они имеют разный цвет кожи, представляют разные страны, но они едины духом, у них свой общий правильный мир, правильные взгляды и интересы. В 2014 году, когда я попал на Олимпиаду, меня поразили глаза спортсменов – такая выдержка и осмысленность, целеустремленность и жесткость! Прям мечтаю, чтобы у моих детей было так же.

Большую часть жизни вы провели в спортивном костюме, сейчас у вас строгий дресс-код. Вы насовсем попрощались с формой?
У меня, наверное, две жизни: первая - когда я до 20 лет находился в спортзале, и с 20 до 40 – когда занимался бизнесом. И это не могло не отразиться на стиле в одежде, конечно. На этот год у меня перерыв в настольном теннисе, но спорт остается в моей жизни. Сейчас мы с друзьями, коллегами, раз в неделю по воскресеньям играем в футбол, с какой-то периодичностью выходим на лед; в свободное время буду выбираться плавать и на лыжню.

И все же, какой стиль вам комфортнее - деловой или спортивный?
Кежуал (смеется). А если выбирать из двух ваших вариантов, то все же в деловом. Бывает, даже в выходные его надеваю - он дисциплинирует, задает рабочий тон, подаёт пример. На официальных мероприятиях это очень важно.
Тем не менее, спустя 10 лет вы вернулись и выиграли краевые состязания - накануне нового года стали пятикратным чемпионом Алтайского края. Как такое возможно?
Для меня важно было попробовать вернуться - хотелось проверить, смогу ли я физически втянуться в соревновательный цикл. Это получилось. Сейчас у меня нет цели продолжать играть, да и времени совсем нет. Но относительно моей победы скажу: это абсолютно неправильная ситуация, когда люди, которые уже не имеют отношения к профессиональному спорту, одерживают победы. Это показатель того, что не появилось им достойной замены, поэтому такой исход соревнований можно считать только отрицательным. Лично для меня – да, плюс: доказал себе, что ещё могу бороться. Но как руководителю федерации настольного тенниса это определенный звоночек.

Какие спортивные качества вам пригодились сейчас на должности министра?
У любого спортсмена есть правильная упёртость: если он четко ставит цель - он идёт к ней, вопреки всему. Поэтому моя целеустремленность - это основное качество. Ещё, конечно же, управленческие навыки, которые я приобрел уже в бизнесе: понимание ситуации, видение того, к чему нужно прийти.

На что планируете сделать упор в развитии алтайского спорта?
Здесь нет ничего уникального, и не нужно изобретать велосипед: существует определенная пирамида, ее базис – это массовый спорт. Значит, должна быть грамотная популяризация физкультуры, здорового образа жизни. Далее - работа ДЮСШ: здесь мы видим уже не столько физкультуру, а уже спорт, подготовку того спортивного резерва, который станет основой следующего уровня - школ олимпийского резерва. И вершина пирамиды - это команды мастеров, сборные субъектов, то есть профессиональный уровень спорта. По каждому из этих трех направлений министерство спорта уже начало выстраивать свою работу.
КИЗИЛОВ И СЫНОВЬЯ
о том, как закалялись алтайские склоны и почему Белокуриха может стать альтернативой Шерегешу


Интервью опубликовано в журнале «Автограф» №3 2019 г.

ГОРЫ, СНЕГ И СОЛНЦЕ ОКРУЖАЮТ СЕРГЕЯ КИЗИЛОВА, ПЕРВОГО В АЛТАЙСКОМ КРАЕ МАСТЕРА СПОРТА ПО ГОРНЫМ ЛЫЖАМ, С САМОГО ДЕТСТВА. А, КАК ИЗВЕСТНО, ЮНОШЕСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ – САМАЯ КРЕПКАЯ, ЧТО ОН И ДОКАЗАЛ: ВЕРНУЛСЯ К ЛЫЖАМ, ЧТОБЫ ВОЗГЛАВИТЬ КРАЕВУЮ СПОРТШКОЛУ «ГОРНЫЕ ЛЫЖИ» И ВОСПИТАТЬ ПЛЕЯДУ НАСТОЯЩИХ ЧЕМПИОНОВ.
В СПОРТЕ Я С 10 ЛЕТ. В 4-м классе решил заниматься лыжными гонками, отбегал год на равнинных лыжах. А потом кто-то из ребят записался в горнолыжную школу, которая была на этом месте еще до «Авальмана». Помню, что здесь стояло одно деревянное здание с печкой посередине. Я пришел, попробовал, мне понравилось, и я остался заниматься. А затем начал ездить на соревнования в Белокуриху, Горный Алтай, Междуреченск, Кабардино-Балкарию, к Эльбрусу… Параллельно стал работать в этой школе тренером. И в начале 90-х мы вместе с Геннадием Ершовым и Евгением Пинаевым создали «Авальман» – взяли здания в долгосрочную аренду, позже выкупили полностью и создали единый комплекс к 2006 году.

ДВА МОИХ СЫНА, ГЛЯДЯ НА МОЕ СПОРТИВНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ, ТОЖЕ ВСТАЛИ НА ЛЫЖИ. Наверное, я не оставил им выбора (смеется). Оба выполнили нормативы мастера спорта России и оба развивают горные лыжи и сноубординг на Алтае. Вот уже 10 лет старший сын Евгений возглавляет «Авальман», а младший Вячеслав тренирует ребят. Потенциал его воспитанников многообещающий – уже сегодня некоторые из спортсменов добрались до пьедесталов крупнейших российских и международных состязаний.

ЭТО СЕЙЧАС ЗДЕСЬ 4 ПОДЪЕМНИКА – 3 стационарных и 1 бэби-лифт, трассы, хорошее освещение, ратраки и системы искусственного оснежения. А в начале всей этой истории склоны, например, буквально топтали ногами, приминал наст трактор-болотник, чтобы снег был более плотным. Уровень технического оснащения был практически на нуле, кататься после 5 вечера было просто невозможно из-за отсутствия света. Сегодня же трассы открыты до 22 часов, потому что многие приезжают к нам после работы.
Вячеслав Кизилов тренер высшей квалификационной категории СП СШОР «Горные лыжи», мастер спорта по горнолыжному спорту

Сергей Кизилов директор СП СШОР «Горные лыжи», первый мастер спорта СССР в Алтайском крае по горнолыжному спорту, президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Алтайского края, начальник мужских олимпийских трасс на Олимпиаде в Сочи

Евгений Кизилов директор ГК «Авальман», мастер спорта РФ по горнолыжному спорту
БЛАГОДАРЯ ОТКРЫТИЮ ТРАСС В БЕЛОКУРИХЕ МЫ НАЧАЛИ ПРОВОДИТЬ НА АЛТАЕ КРУПНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, как взрослые, так и детские. Но уже тогда я понял, что формат горнолыжной школы, который у нас существовал, по сути был никаким. Да, был директор, были тренеры и дети, но школа существовала на самоокупаемости, ни о каком финансировании со стороны государства не было и речи. Вопрос решил случай: в 2003 году я сопровождал Владимира Путина в Белокурихе, показывал горнолыжную инфраструктуру. Когда мы вместе с ним поднимались на гору Церковку, он спросил: детская школа-то есть?
Такой вопрос подтолкнул нашего губернатора к необходимости изменений в этой сфере. И совместно с начальником краевого управления по спорту, Федерацией горнолыжного спорта мы вышли на Олимпийский комитет. Так сообща в 2008 г. мы открыли краевую школу «Горные лыжи». На данный момент она работает в Белокурихе и на «Авальмане». Конечно, есть планы по расширению географии – думаем открыть отделения в Алтайском, в Тягуне, восстановить работу в Змеиногорске.

К СОЖАЛЕНИЮ, НАМ, СПОРТСМЕНАМ, ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ СЕРЬЕЗНЫХ СКЛОНОВ, сложных трасс в России. Болееменее себя позиционирует Сочи, но там нет школы, очень тепло, сезон начинается под Новый год. Наш сезон начинается в конце октября – с первыми заморозками мы тут же можем настрелять снега и сразу выйти на трассы. Сейчас для нас очень интересна гора Церковка, которая может стать альтернативой Шерегешу. Ведь самое важное это что? Это перепад высот между точкой старта и точкой финиша. Сравните: на Белокурихе-2 перепад составляет 236 м, в Тягуне 170 м, «Авальман» – 85 м, а Церковка – 550 м.

ИМЕННО УСПЕХАМИ НАШИХ РЕБЯТ МЫ И ОТМЕРЯЕМ ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ «ГОРНЫХ ЛЫЖ».
Многие воспитанники добрались до пьдесталов крупнейших российских и международных состязаний. В настоящее время три наших спортсмена – члены юношеской сборной команды России по горнолыжному спорту. Еще два спортсмена – члены сборной России по сноуборду. воспитанники Уже 8 лет наши горнолыжники принимают участие в учебно-тренировочных сборах и в международных детских соревнованиях на горнолыжных комплексах Италии, на провинции Больцано-Южный Тироль.

СНОУБОРДИНГ МЫ ОТКРЫЛИ В 2011 ГОДУ, СНАЧАЛА В БЕЛОКУРИХЕ, А ПОЗЖЕ, В 2015-М, И В БАРНАУЛЕ. Но в школе мы рекомендуем все-таки начинать с занятий горными лыжами – ребенка на них поставить гораздо проще. Через некоторое время он уже чувствует скорость, приобретает необходимую координацию, и овладеть доской ему будет легче. В ШКОЛУ МЫ ПРИНИМАЕМ ДЕТЕЙ С 8 ЛЕТ, у нас сегодня занимается порядка 200 человек. Но на базе «Авальмана» уже два года работает горнолыжный клуб, куда ходят почти 90 ребят, которым по 4-7 лет. Для них мы тоже устраиваем соревнования. Эти дети меня действительно заряжают. Когда смотришь, как ребенок катается в 4 годика, потом в 8, а потом в 13 он побеждает на первенстве России – это потрясающе. Это заставляет верить в спорт и в то, что силы потрачены не зря.
ДУХ СОТВОРЯЮЩИЙ
Барнаульский художник и мастер-краснодеревщик Юрий Безденежных – человек сотворящий и созидающий. О скрепах, которые соединили в его жизни духовность, искусство и страсть к самолетам – мастер в своем монологе.

Интервью опубликовано в журнале «Автограф» №9 2018 г.
ИКОНОСТАСЫ И КИОТЫ ЕГО РАБОТЫ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ В ЦЕРКВЯХ НА ОСТРОВЕ ПАТМОС В ЧЕМАЛЕ, ГОРНО-АЛТАЙСКЕ И МОСКВЕ, УТИЦЫ И КОВШИ, УКРАШЕННЫЕ СКИФСКОЙ И СЛАВЯНСКОЙ ВЯЗЬЮ - В ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ ЗА РУБЕЖОМ, А ДЕРЕВЯННЫЙ КРЕСТ С РАСПЯТИЕМ ВЕНЧАЕТ ИКОНОСТАС ЦЕРКВИ В АНТАРКТИДЕ.
ОБ АВИАЦИИ
В первом классе у меня запало в голову, что авиация – это круто, я очень хорошо помню, как эта мысль созрела и оформилась. В пионерском лагере «Орлёнок» Кировской области, где я жил, открылся кружок авиамоделирования. Я пришел в кружок и перед нами выложили стандартные наборы по типу «контурная модель планера»,и вот, первый раз в жизни я увидел чертёж. Я смотрел и помню своё ощущение непонимания. Рисовать я умел, но чертеж был зашифрован. Я помню как у меня закипел мозг. Но картинка раз за разом становилась материальной, начиналась взаимосвязь с трехмерным пространством. Я сделал планер, а потом он полетел при броске. И видишь это чудо, что кучка бумаги подхватывается и летит. То есть вот это ощущение чуда просто невероятное. Потом были лекции с рассказами о летчиках и авиации… Так всё срослось. Авиамоделированием я занимался до конца школы, а потом поступил в Новосибирский Электротехнический Институт на факультет самолётостроения по специальности "аэродинамика".

О ВЫБОРЕ
В советские времена существовали чёткие стандарты того, какое дело достойно мужчины, престижно и социально значимо. Инженер, юрист, космонавт, моряк – это «мужские» профессии. А что такое художник? Это вечно пьяный дядя Вася, который рисует плакаты с 8 марта. И всё. Родители воспринимали умение рисовать как безобидное уродство. Ну рисует и рисует. А что это может превратиться в профессию и даже смысл жизни никому и в голову не приходило. На первом курсе, было очень интересно. Интересна была сама атмосфера, люди, манера общения. В НЭТИ нас, студентов, посещало некое чувство элитарности. Студенты в коридорах разговаривали на «вы». Преподаватель мог назвать меня Юрик, но обязательно на «вы». Мне всегда очень везло с преподавателями. Несмотря на это, с первого курса меня выгнали. Я полностью завалил сессию. Пошёл в деканат: говорю, всё, приплыли, и тут же забрал документы. Спустился двумя этажами ниже и в приёмную комиссию и снова их сдал (смеётся). Я ушёл в конце 4 курса, когда понял, что впереди у меня нет авиации, а есть всё, чем я занимаюсь сейчас.

Хорошая работа та, где ты принял участие, а потом отошел и стоишь обомлевший.
ОБ АРМИИ И ИСКУССТВЕ
Служил я на Камчатке. Будучи в армии, я стал художником, там мне дают мастерскую в полное распоряжение. Это был подарок судьбы. Потрясающей красоты место. Городок Елизово под Петропавловском Камчатским. У меня появилась собственная мастерская, где я что хотел, то и делал. Вот там мне в первый раз в голову пришла мысль, что, наверное, авиация – не самое главное в моей жизни. Там я чеканил, резал, гравировал, было потрясающе интересно. Армейский опыт, мои друзья-преподаватели, всё это повлияло на то, что я стал много рисовать, и уже потом понял, что чем дальше, тем острее передо мной стоит выбор и сделать его необходимо прямо сейчас. Я уже собирался учиться в Петербурге, а в Барнаул приехал только перезимовать. Вдруг выяснилось, что в 42 училище обучают резьбе по дереву, мне невероятно повезло - те два года были настоящим подарком судьбы»

О ПЕРВОМ ОПЫТЕ
Свой первый иконостас я сделал для небольшой церкви в силе Тихонькое Уймонской долины. Это была часовня в честь преподобного Сергия Радонежского. Судьба ее сложилось трагически – церквушку сожгли меньше, чем через месяц после освещения. Два киота, который я сделал для часовни, и икона Сергия Радонежского выжили в огне. Иконостас в селе Троицком я делал по просьбе отца Михаила Балакириева. Там располагался его первый приход. Великолепное время, великолепно место! Я с удовольствием вспоминаю о том, как легко и радостно шла работа. Со мной был пятилетний сын, которого я считаю своим соавтором, потому что он помогал мне во всем.
Фото: Максим Наземцев
О ВДОХНОВЕНИИ И ЛЕНИ
Вдохновение – это миф. «Ах нету вдохновения и всё. На диване полгода». Знаете, что Шишкин по этому поводу говорил: «Берёшь и работаешь!» Здесь важно различать момент лени, страха, необходимости и значимости. Например, существует миф, что искусство - это что-то такое, громадное, всеобъемлющее… А в первую очередь – это пахота! Причём работа зачастую невероятно значимая, как для самого автора, так и для его аудитории. Лень и страх – это уже совсем другое дело, здесь остриём стоит вопрос в преодолении этого, а преодоление вытекает, как раз из понимания необходимости и значимости твоей работы.

О СТРАСТИ И ЛЮБВИ
Однажды я делал женский портрет «Лес». Через женское лицо, прекрасное и одновременно скорбящее, я старался показать душу страдающей по вине человека природы. В процессе работы она словно ожила и меня охватило желание. Работу оставалось доделать, проморить, завощить. Но ошибся с тоном морилки и вместо тёплого светлого кедра появилось жуткое лицо монстр. Понадеялся, что вощение все исправит, но когда держал работу над газом она вспыхнула. У меня пылающий факел в руках, волосы дыбом. У меня был недоделан ковш-скобкарь. Ковш –предмет, с помощью которого пьют воду - божий дар, дающий жизнь. Питьё воды – это культовое действо, в котором заложена божественная любовь. Я закончил работу над ковшом и почувствовал покой и благодарность. Резкая граница между страстью и любовью обозначилась очень четко и повлияла на всю мою жизнь. А тот сгоревший портрет я всё-таки восстановил и таскал с собой по всем мастерским много лет. Как урок, в назидание

ОБ АКАДЕМИЗМЕ и ДУХОВНОСТИ
Главное направление в моём творчестве сейчас - это иконостасы. Я запретил себе заниматься академическим искусством, ибо это страсть в чистом виде. В церкви же первое и главное любовь, которая безгранична: икона ограничена в формах, но безграничны её содержание и дух. Раньше высшим пилотажем я считал умение делать скульптуру, портрет, как Роден или скульптор Антакольский… Для меня Нифертити была потрясающей - я видел её в Каирском академическом музее. А с возрастом пришла осознанность: академическое искусство – рафинированная, оторванная от реальности, попытка рационально изобразить вещи иррациональные. В академическом искусстве главенствует эмоционально-чувственная сторона, а в народном, наоборот, духовная. Когда эта граница стала мне видна, то стало неинтересно работать с академизмом. Это игра, мозаика – у тебя есть 20 деталей и ты можешь составлять из них что хочешь, но всегда будешь ограничен их количеством. Духовная же игра бесконечна.
О ХАОСЕ
Я никогда не уходил из мастерской, будь то в 2-3 часа ночи, не важно, не прибравшись. Люблю прийти утром, чтобы всё разложено. Хаос в, конце концов, порождает только хаос. Поэтому с энтропией нужно бороться постоянно. Творческий беспорядок – это оправдание хаоса и собственной лени.

О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ
Можно служить искусству, работать на него, а можно искусство использовать для себя, чтобы удовлетворять свои тщеславие, честолюбие, гордыню. Можно легко добиться почестей, наград и всего, чего угодно, это такой очевидный эгоцентризм. Трагедий этого я видел очень много. Человек служит искусству, когда понимает что это нечто глобальное, богом даденое и ты лишь принимаешь в этом участие. Когда ты видишь, как это чудо происходит, кажется, что ты в данный момент разговариваешь с богом. Это прямое общение невероятно значимое, сильное по внутреннему восторгу. Тот, кто использует искусство, видит лишь кратковременную искру этого общения, потом господь от него отворачивается. Начинается внутреннее недовольство и постоянное доказывание себе чего-то. Тут и грамоты, и интервью (смеется). С помощью внешних атрибутов желание доказать, что ты занят чем-то значимым»

О ТАЛАНТЕ И ЧУДЕ
Очень важно понимать, что талант – это не твоё, это тебе дадено, причём на время. И твоя задача состоит в том, чтобы не осрамить и хотя бы не потерять это, а еще лучше - развить и приумножить. Это ощущение что рождается чудо, а ты для него акушер. Скульптура в твоих руках начинает шевелиться, подсказывать, что тебе делать дальше, при срезе она оживает, появляется мышца, выражение лица, взгляд. Последний критерий того, что твоя работа получилась, когда показываешь её человеку, а он замирает в обомлении»
Хорошая работа та, где ты принял участие, а потом отошел и стоишь обомлевший.
Made on
Tilda